Статьи

О проверках контрольно-надзорных органов

В процессе профессиональной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут подвергаться проверкам контрольно-надзорными  органами и общественными организациями.

Федеральный Закон от 26.02.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ-№294) предусматривает следующие виды проверок: плановая документарная и (или) выездная проверка, внеплановая документарная и (или) выездная проверка.

В отношении одного юридического лица или индивидуального мероприятия каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может проводиться не чаще, чем один раз в три года по согласованию списка с прокуратурой и внеплановые проверки после согласования и разрешения прокуратуры.

Информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, включенных в план проверки, опубликована на официальном сайте генеральной прокуратуры на каждый календарный год.

Согласно п.8 ст.9 ФЗ-№294 основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  1. Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Окончание проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  3. Начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 23.11.2009г. №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»).

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

не чаще 1 раза в год

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в 2 года

Оказание скорой медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

не чаще 1 раза в 2 года

 

Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

Внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса могут проводиться только в двух случаях:

  1. В случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государству, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  2. В случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государству, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проверки Федеральной службы по надзору в сфере Здравоохранения

 (Росздравнадзор)

Порядок осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности проводится в соответствии с Федеральным Законом от 21.11.20011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и установлен Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012г. №1152.

Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом  Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденный приказом Минздрава России от 26 января 2015 г. № 20н,

Административным регламентом  Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья, утвержденный приказом Минздрава России от 26.01.2015г. № 19н

Проверки Федеральной службы по защите прав потребителей

(Роспотребнадзор)

          Функциями Федеральной службы по защите прав потребителей (Роспотребнадзора) являются:

          1. Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

          2. Защита прав потребителей.

Проверки Роспотребназдора проводится в соответствии с Федеральным Законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 г. № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров»,

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», Кодексом РФ о административных правонарушениях.

Органы Роспотребнадзора полномочны налагать штрафы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Проверки Федеральной налоговой службой.

Порядок проведения налоговых проверок регламентируется

Налоговым Кодексом Российской Федерации

(глава 14 налоговый контроль)

Приказом Федеральной налоговой службы от 8.05.2015г. № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Проверки Федерального государственного пожарного надзора

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы, являются: Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 12.04. 2012 г. № 290 «О Федеральном государственном пожарном надзоре», Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС РФ от 28.06.2012 г. № 375

                     Проверки Федеральной службы по труду и занятости

(Трудовая инспекция)

В соответствии со ст.353 и ст.354 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Проверки проводятся в соответствии с Положением о Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012г. № 875 и Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 г. №354н.

                              Проверки органами полиции

Мероприятие по контролю может проводиться только на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа полиции) или его заместителя.  При этом следует помнить, что сотрудники полиции могут обосновать отсутствие постановления ссылкой на Федеральный Закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который в некоторых случаях действительно предоставляет им право действовать без него.

Работники полиции в своей деятельности руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Приказом МВД России от 1.04.2014г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД РФ от 31.12. 2012 г. № 1166.

                           Проверки общественными организациями

Участились случаи проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей общественными организациями. В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль только за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей». Предмет проверки общественными объединениями потребителей довольно узок и определяется кругом прав потребителя.

Общественные объединения потребителей имеют право ставить вопрос о проведении проверок, а не проводить проверки. В остальном, у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Все виды медицинских услуг членами Союза «За профилактическую. медицину» предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10. 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» на основании заключенных договоров. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.